Четверг, 16.05.2024
Б И Б Л И О Т Е К И
Егорлыкского района
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [18]
Категории каналов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Мои файлы

Современная проза в литературно-художественных журналах 2014г.
27.08.2014, 15:42

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

Егорлыкского района

«Межпоселенческая центральная библиотека»

 

Современная проза

Рекомендательный список

 

 

Егорлыкская

2014

 

 

 

Уважаемые читатели!

 

Открытие новых имен в литературе и продвижение произведений через  публикацию  на  страницах  литературно-художественных  журналов  способствуют широкому знакомству их с читателем.

В фонде МБУК ЕР  «МЦБ»  имеются следующие литературно-художественные  журналы:  «Новый  мир»,

«Звезда»,  «Смена»,  «Октябрь»,  «Наш современник», «Юность».

В  предлагаемом  пособии представлены произведения современных писателей опубликованные в «толстых» журналах в первом полугодии 2014 года.

Рекомендательный  список  литературы  рассчитан  на  широкий  круг  читателей,  для  всех,  кто  любит  и  интересуется  современной прозой.

Составитель: зав. библиотечно-информационным центром  Шпудейко Г.Е.

 

 

Арабов Ю. Столкновение с бабочкой. Роман/ Юрий Арабов//Октябрь.- 2014.- №1

И бабочка в названии, отсылающая к литературным и кинопритчам о мгновенном, как промах, перепрограммировании судьбы, и образ на первой же странице сокрушающегося о своей профнепригодности Ленина ясно дают понять, что речь пойдет об альтернативной истории. Однако хочется жанр уточнить, потому что в кои-то веки свершившееся в России отменено не благодаря случайному выбору, роковому шажку, а вследствие долгосрочной нравственной стратегии. Последний русский император Николай преподает в романе Юрия Арабова урок исторического НЛП, доказывая непопулярную в смутные времена идею о необходимости переделывать мир, начиная с себя.

Неподписанное отречение в романе – только повод обратить на благо страны то, что, по экспертным оценкам, ее погубило. Царица Александра занимает позицию консервативного историка, понукающего Николая показать себя доминантным политиком и неумолимым мстителем перед лицом революционной угрозы. Но царь и жене, и революции, и немецкому императору противопоставляет оружие совсем не наступательное.

Историческое предопределение отменено готовностью монарха к переменам. В революционном зазеркалье Николаю наконец дозволено быть тем, кем предосудительно быть в императорской России: гражданином Романовым. Открытость обезоруживает, миролюбие опрокидывает логику конфликта, смирение повергает

Бочков В. Берлинская латунь. Повесть/ Валерий Бочков//Октябрь.- 2014.-№3.

Интернациональная пара в предновогоднем Берлине – эту амурную завязку автору удается раскрутить в расследование большой европейской истории. Но интрига повести – не в разведанных героями реалиях прошлого, которые не корректируют в целом сложившееся представление о подоплеке и трагедиях эпохи второй мировой. Нерв – в манифестации отношения к прошлому как таковому, в модной трактовке исторического процесса как личной психологической травмы. Русский эмигрант и его американская подруга наведываются в европейское прошлое из мира, победившего историю, как душевный недуг. И найденные героями берлинские секреты и клады, архивы и бункеры должны быть вскрыты – так же, как глухие, непростукиваемые тайники в их памяти и отношениях.

Биргер А. Скворец. Повесть/ А. Биргер// Новый мир.- 2013.- №6

Жанр этой повести можно было бы определить как «остросюжетное, историко-социальное и психологическое» повествование – действие ее развивается в детском доме в 1929 году, то есть в переломный для русского крестьянства, а значит и страны, период, когда новые власти начинают широкомасштабный поиск «врагов трудового народа» (в данном случае зажиточных крестьян, а также «троцкистов») и беспощадную борьбу с ними. Однако не такими уж и  беспомощными оказываются потенциальные жертвы этой борьбы, в частности, один из героев повести, молодой человек, выросший в детдоме и освоивший приемы обороны с использованием  реалий наступающего времени.

Бондарев Ю. Мгновения//Юрий Бондарев//Наш современник.- 2014.- №3

Бондарев  Юрий Васильевич родился 15 марта 1924 года в городе Орске. Участник Великой Отечественной войны. Прошёл от Сталинграда до Польши, награждён множеством орденов и медалей. После войны окончил Литературный институт им. Горького. Автор множества произведений, вошедших в сокровищницу русской литературы, таких, как “Батальоны просят огня”, “Тишина”, “Горячий снег”, “Берег” и многие другие. Дважды лауреат Государственной премии СССР и многих других значительных премий. Постоянный автор журнала "Наш современник". Живёт в Москве.

Варламов А. Мысленный волк. Роман/А. Варламов// Октябрь.- 2014.- №4

Сильный аргумент в пользу остроактуального сопоставления сегодняшних общественных настроений – с атмосферой России кануна мировой войны и революции. Однако собственно международные конфликты и политическая борьба занимают Алексея Варламова куда меньше их духовных предпосылок.

Заглавная метафора определяет мистическое звучание романа. «Мысленный волк» – образ из молитвенного правила, олицетворение помысла, с которого, даже непроизвольного, начинается всякий грех. В романе Варламова «мысленный волк» – вполне видимый персонаж сверхсюжета: его силами по всей России раскидана путаная сеть учений и толков, «звероуловляющих» человеческое естество и веру.

Настроениям России, еще не слетевшей с орбиты, но усердно и соборно с нее смещаемой, герой романа – мелкий инженер, нелюбимый муж и растерянный отец – пытается противопоставить внутреннюю стойкость. Тогда как жена и дочь его охвачены лихорадкой бега, демоном беспокойного стремления.

Семейство главных героев романа вступает во взаимодействие с невымышленными, легко узнаваемыми лицами, представляющими две ипостаси духовной власти в России: церковь и литературу. Неслучайно, что представителями выбраны герои нарочито боковые, приблудные – по отношению к церковному канону и литературному мейнстриму. Источники бегучести и прочности России Алексей Варламов исследует в сопряжении натурфилософии Пришвина и мистерии Распутина – двух полюсов отечественной духовной истории, между которыми – всполохи ересей и кровавых столкновений.

Губайловский В. Точка покоя. Роман/В. Губайловский В//Новый мир.- 2014.- №4.

Формально, это продолжение «Учителя цинизма» – с той же имитацией социально-психологической автобиографической прозы, с как бы легко узнаваемым прототипом повествователя (здесь жестко установленная дистанция между автором и его повествователем), и при этом – перед нами новый роман Губайловского со своей собственной проблематикой. Один из его мотивов – история поколения, становление которого пришлось на смену исторических эпох (то есть роман этот можно читать еще и как сегодняшний вариант старинной темы «потерянного поколения»). Герой романа и круг его друзей, а также поток людей, проходящий через компании героя («своих»), сформированы тем, существовавшим по умолчанию в позднесоветские времена противостоянием представителей новых поколений стилю и нормам жизни советского социума. И вот социальное узилище для героев закончилось. Все они оказываются на свободе. И теперь каждому, уже в одиночку, нужно выяснять для себя отношения с бытийным: что есть жизнь и что такое смерть, любовь, твоя работа (которая или делает тебя человеком, или оставляет «социально-биологической» функцией «пищевой цепочки») и так далее.

         Давыдов Г. Альбатрос. Трагедия, в которой смеются. Пьеса/ Г. Давыдов//Новый мир.- 2014.- №3

О драматическом противостоянии гения и толпы, в данном случае – противостоянии поэта Бодлера пошлости, духовному убожеству мира, в котором он обитал и частью которого поневоле являлся, – сюжет выстраивает история несчастной любви и попытки жениться автора «Цветов зла».

Данихнов В.. Колыбельная. Роман/ В. Давихнов//Новый мир.- 2013.-№10

Роман из современной жизни - жизни, состоящей как бы исключительно из будничного, повседневного, но повседневность эта включает в себя и криминальную составную, как почти органичную свою часть. Проза социально-психологическая и, скажем так, «социо-паталогическая», жанр ее следовало бы, наверно, определить как триллер (нуаровский), если бы не его стилистика (то есть способ автора видеть мир), заставляющая вспомнить прозу Андрея Платонова; при этом автор остается самим собой. Цитата: «Из Санкт-Петербурга прилетел специальный человек по фамилии Гордеев. Он обладал самыми широкими полномочиями. Говорили о нем шепотом, а при встрече трепетали. Был он человек высокий, нескладный, с ледяным взором светлых глаз. Пил кофе из крохотной чашечки, которую таскал с собой всюду на длинной серебряной цепочке, пристегнутой к изнанке пиджака. Когда-то Гордеев наслаждался работой, представляя себя великим детективом вроде Филипа Марлоу. Но в последнее время разочаровался. Дела походили друг на друга, мотивы преступников не отличались разнообразием, тела жертв были бледны и неподвижны

С невыразимой тоской Гордеев допрашивал очередного подозреваемого. Он видел их насквозь, понимал, что ими движет, умел различить любую, самую мельчайшую ложь. Мертвые лица жертв, единожды отразившись в зрачках Гордеева, тут же стирались навсегда, не найдя места в его очерствевшем сердце».

Долинин Д. Мужчины Нади Андерсен. Повесть/ Д. Долинин//Звезда.- 2014.-№4

Дмитрий Долинин родился в 1938 году – кинооператор, кинорежиссер. Публиковался в журналах «Звезда», «Волга», «Дружба народов».

Ермаков Д. - Тень филина. Роман/ Дмитрий Ермаков//Наш современник.- 2014.- №2

Ермаков Дмитрий Анатольевич родился в 1969 году в Вологде. После школы служил в армии, занимался спортом. Рассказы, повести публиковались в журналах“Наш современник”, “Алтай”, “Подъём”, “Москва”, “Воин России” и других. Лауреат конкурса им. В. Шукшина “Светлые души”. Член Союза писателей России. Живёт в Вологде.

 

Ефимов И. Бунт континента. Исторический роман/ И, Ефимов//Звезда.- 2014.- №3

Игорь Ефимов – издатель, прозаик, публицист, автор многих книг прозы.

 

         Земцов Б. Черный зверь, лежащий на боку. Рассказ/ Б. Земцов// Новый мир.- 2014.- №4.

Рассказ про современный лагерь, про повседневный быт и про метафизику зоны, питающейся человечиной, зона и есть «черный зверь, лежащий на боку».

Ионова М. Песня. Повесть/ М. Ионова //Новый мир.- 2014.- №1

У повести две героини из двух как бы параллельных сюжетов: молодая женщина-искусствовед, преподающая детям историю искусства, и молодая писательница, в частности навещающая больных в психиатрической лечебнице; и, соответственно, – два героя: немногословный резчик по дереву из мемориальной подмосковной усадьбы с храмом и театральный художник, регулярный пациент психиатрической лечебницы, жестоко избитый в молодости, но успевший увидеть некое важное для него предзнаменование; мотив же этого в сюжетном отношении сложно выстроенного повествования один – поиски героев повести своего пути к Богу и Церкви.

Киров А. Давай расстанемся на лето. Повесть/ А. Киров//Новый мир.- 2013.- №9

Повесть «необыкновенного рассказчика» (именно так называлась номинация, в которой каргопольский писатель Киров стал лауреатом Всероссийской книжной премии «Чеховский дар»),  написанная на материале поселковой  жизни, с  изображением трудных подростков и окружающих их взрослых, на самом деле, не менее «трудных»; проза социально-психологическая, жесткая и одновременно мифологическая – про два мира, в котором мы, увы, живем; один вроде как обжитой, освоенный и прирученными нами, ну а факт присутствия второго мира заставляет нас инстинктивно жмуриться, хотя непонятно, который из них более страшен. По колориту повествования сочинение Кирова можно было бы отнести к жанру «готического романа», если бы таковой можно было

Левитин М. Уф! Повесть/ Михаил Левитин//Октябрь.- 2014.- №2

Демонстративно сбрасывающее груз обязательных задач название дано повести, нацеленной на вывертывание рассказчика из-под спуда лет. Михаил Левитин идет на облегчение речи, инфантилизацию стиля, вовлекая нас в искаженный процесс взросления, когда мудрость измеряется возросшей степенью уязвимости, а знаком познания считается хнычущая непрестанно боль. Пунктирные истории любви, соединенные повествование, движущееся от Москвы к Бразилии, из Белграда в Венецию Казановы, рассказывают поэтому не об утратах, как кажется поначалу, а о растравах. Брешах в душе, которые рассказчик от воспоминания к воспоминанию протравливает глубже и болезненней.

Лиханов  А.  Цирковые циркачи. Повесть из цикла "Русские мальчики/ Альберт Лиханов //Наш современник.- 2014.- №4

Лиханов  Альберт Анатольевич родился в 1935 году в г. Кирове. Окончил Уральский государственный университет им. Горького. Автор многих книг. ЛауреатГосударственной премии России, премии Ленинского комсомола, международных премий им. Я. Корчака, М. Горького, многих других отечественных и зарубежных наград. Удостоен премии Президента РФ в области образования и премии Правительства РФ в области культуры. Председатель Российского детского фонда, президент Международной ассоциации детских фондов. Академик Российской академии образования. Живёт в Москве.

 

Михенков С. Драгун первой мировой. Роман-биография/ С. Михеенков// Наш современник.- 2014.- №6

Главы из книги о маршале Георгии  Константиновиче Жукове

Михеенков Сергей Егорович родился в 1955 г. в деревне Воронцово Куйбышевского  района Калужской области. Служил в армии на Чукотке. Окончил филологический факультет Калужского государственного педагогического института им. К. Э. Циолковского и Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. Работал журналистом, учителем, научным сотрудником краеведческого музея, занимался издательской деятельностью. Автор пятнадцати книг прозы. Повести и рассказы публиковались в журналах “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “Юность”, “Ясная поляна”, “Воин России”. Лауреат премий им. Н. А. Островского и А. Хомякова. Живёт в г. Тарусе на Оке.

Найман М. Плохо быть мной. Из романа/ Михаил Найман //Октябрь.-2014.-№6

Микс романа воспитания и исповеди, поражающий именно сочетанием глубокой рефлексии и эмоциональной открытости. Автор припоминает точные и живые подробности, включающие нас в психологическое поле событий, но сам уже обладает силой выпутаться из-под власти момента. Автор ощутимо взрослее героя, но не мешает себе-вспоминаемому исполнить задуманное: рвануть в Нью-Йорк, чтоб задержаться в юности с ее спонтанными привязанностями, никому не обещанными днями и бунтарской доблестью.

Критик Анна Наринская во вступительном слове к публикации акцентирует внимание на «важнейшем и болезненном для любого молодого человека делении на “я” и “они”», особенно существенном для русского по происхождению героя в Америке. В то же время сам текст то и дело подводит нас к еще одному противоречию: между «я»-воображаемым и «я»-реальным, между юношей с завидными мечтами и человеком, поставленным перед необходимостью отвечать за свою жизнь. «Плохо быть мной» – и есть эта реакция личности на реальность, на ее неотзывчивость. Несмотря на музыкально-клубные приметы времени, роман не звучит исповедью поколения, он куда глубже, даже – архетипичней.

Бесцельное, вольное наслаждение «первым днем в Нью-Йорке» герой старается удержать, как собственную безответственную юность, но город вокруг него стремительно превращается в Нью-Йорк вчерашнего дня: остывший от усталости, задумавшийся о завтрашнем хлебе. Инициацию взрослой жизнью герой пробует пройти за счет детских еще навыков: братолюбивой свойскости, невинного вранья и гордых фантазий, – все более громким умолчанием задавая старинный вопрос: а кем же, кем хорошо быть в этой неизменно пугающей жизни?

Одегов И. Культя. Рассказы/ И. Одегов// Новый мир.- 2014.- №1

Подборка рассказов с непохожими героями, ситуациями и даже стилистиками, но объединенных наличием в каждом рассказе, на первый взгляд, вполне традиционно написанном, гротескного выявления «сути происходящего»: история про старика, догадавшегося, как погибнет наш мир; повествование про то, как музыка может заменить любовь (точнее, любовный акт); рассказ про мистику человеческого уродства, за которой – как бы чисто бытовое, нелепое происшествие, и т. д.

Прилепин З.  Обитель. Роман/ Захар Прилепин  //Наш современник.-2014.-№5.

Прилепин Захар — прозаик, публицист, музыкант, обладатель премий “Национальный бестселлер”, “СуперНацБест” и “Ясная Поляна”… Известность ему принесли романы “Патологии” (о войне в Чечне) и “Санькя” (о молодых “нацболах”),“пацанские” рассказы — “Грех” и “Ботинки, полные горячей водкой”. В новом романе “Обитель” писатель обращается к другому времени и другому опыту.

Ремизов В. Воля вольная. Роман/В. Ремизов// Новый мир.- 2013.- №11-12

Повествовательное напряжение, которого автор достигает в начальных главах романа, опубликованных в № 11, во второй части романа переходит в накал драматического противостояния людей тайги и сегодняшних органов власти (милиция, ОМОН). Из представления романа в анонсе предыдущего номера: "Виктор Ремизов, которого читатели «Нового мира» знают как мастера «таежной» лирико-философской медитативной прозы, в этой публикации выступает как романист, герои его романа - люди, живущие по законам, которые они устанавливали себе сами, подчиняясь логике собственной жизни и жизни тайги. («Он чувствовал свою правоту не только перед ссаным майором, который полез в тягач, но и перед ментами вообще. Он презирал их, думал о них, как о мышах, мешающих спать ночью в зимовье. Взять они его не могли. Никак. Что же касается государства, то тут Степанова совесть была совсем чиста. Государство действовало безнаказанно и о грехах своих никогда не помнило. Он знал за ним столько старых и новых преступлений, что не признавал его прав ни на себя, ни на природу, о которой это государство якобы заботилось. Он знал цену этой заботы»)

Сенчин Р . Барби. Повесть/ Р. Сенчин// Новый мир.- 2013.- №9

Про рок-музыкантов, таких, какие они есть в реальности, а не в телешоу, – про рок-группу с двадцатилетнем стажем творческой деятельности, участники которой подрабатывают, скажем, экспедиторами, развозящими по торговым точкам пиво, ищут помещения для вечерних – после работы - репетиций, и мучаются с выбором своего репертуара, пытаясь найти место для себя в нынешней массовой культуре – сенчинский вариант темы «искусство и жизнь».

Тимофеев А. Свадьба. Рассказ/ А. Тимофеев// Новый мир.- 2014.- №4.

Традиционная деревенская (полурусская-полубашкирская) свадьба сегодня. Первая фраза рассказа: «Бывают свадьбы, похожие на похороны».

Убогий А.  Рукопись.  Роман/ Андрей Убогий//Наш современник.- 2014.- №1

 

Убогий Андрей Юрьевич родился в 1963 году в Калуге. Хирург. Автор нескольких книг прозы. Пишет также критические статьи. Член Союза писателей России.

Член Общественного совета журнала “Наш современник”. Лауреат премии имени В. В. Кожинова за 2004 год. Живёт в Калуге.

.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: metodist
Просмотров: 1789 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Погода
Яндекс.Погода
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz